Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Арт и творчество

Скрытые смыслы в кино или Чему нас хотел научить XX век

Скрытые смыслы в кино или Чему нас хотел научить XX век
Фото litavrora.ru
Традиции советского школьного кино могут показаться хаотичными и не зависящими друг от друга. Однако достаточно взглянуть на дату выхода той или иной картины, чтобы понять: муза посещает режиссеров не случайно, а для решения вполне конкретных задач народного образования.

«Учитель» Сергея Герасимова, 1939

mylovefilm.org

В 30-е формируется особый стиль советского кино, задача которого — совмещать приятное с полезным. Учительский персонаж — единственный авторитет и голос новой эпохи, понятный самому маленькому неискушенному зрителю. Предполагалось, что таким образом дети младшего школьного возраста приобщаются к идеям старшего поколения.

Воспоминания о революции были еще свежи, а потому популярностью пользовался и прямо противоположный образ — образ учителя-ханжи, человека, презирающего своих безродных учеников и простой народ. Безраздельная власть над воспитанниками превращает такого персонажа в ходячую карикатуру и не вызывает ничего, кроме отвращения.

«Кондуит» Бориса Шелонцева, 1935

kino-teatr.ru

Это история о бесперспективной любви оборванца из рабочей семьи к благородной барышне. Создатель фильма даже не пытается кого-то обманывать: никому нельзя идти против системы. Картина описывает социальную справедливость, какой ее должен видеть новый советский человек. Примечательно, что в качестве сюжета взята лишь малая часть одноименной повести советского писателя Льва Кассиля.

«Шумный день» Георгия Натансона и Анатолия Эфроса, 1960

kino-teatr.ru

В начале 1950-х потребовалось создание иного образа советской современности. Прежняя модель мышления «непрерывным настоящим», где светлое будущее уже наступило, оказалась попросту нежизнеспособной. Персонаж молодого Олега Табакова срывает со стены отцовскую шашку и рубит ею нажитую предками мебель. Здесь буденновская шашка превращается в символ борьбы с теми элементами современности, которые и не современны вовсе — их необходимо уничтожить.

Позднее и «Фильм о вожде» претерпевает весьма показательную метаморфозу: необходимость отказа от культа личности дает по-настоящему широкое поле для раскрытия простых характеров и искренних эмоций человека из народа.

«Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, 1963

kinopoisk.ru

С наступлением оттепели советский кинематограф делает значительный шаг вперед: теперь зритель может сопереживать не былинному герою или вождю, а человеку, похожему на него самого. Чувства героев становятся все более живыми, их окружают не кабинеты из красного дерева, не толпы революционеров, а привычный быт, работа, служба. Имена и фамилии персонажей больше не звучат величественно и грозно. Отныне и герою, и зрителю позволено жить, любить, открыто плакать и смеяться.

Яндекс.Метрика