Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Исторический

Остановить армию без единого выстрела: история «Червяка» — железнодорожного разрушителя

Остановить армию без единого выстрела: история «Червяка» — железнодорожного разрушителя
Фото https://back-in-ussr.com/
Простое устройство может эффективно задерживать наступление противника. Особенно в России.

Россию (особенно позапрошлого и прошлого веков) невозможно представить без железных дорог. По сути они были единственным средством для обеспечения функционирования экономики как в мирное, так и в военное время. Если что-то случалось с железными дорогами, могла и власть поменяться. Октябрьская революция началась с коллапса железнодорожных перевозок, что привело к голодному бунту в Петрограде, а потом понеслось… Поэтому в какой-то степени устройство, о котором пойдет речь, могло бы стать одним из символов власти — наряду с Царь-колоколом и Царь-пушкой. Только в отличие от них, оно было вполне работоспособно.

Фото https://back-in-ussr.com/

А речь пойдет о малоизвестном виде железнодорожной техники, получившей название «Червяк». Ещё в Первую мировую войну перед отступающими в Польше и Галиции русскими войсками встала задача уничтожения железнодорожных путей. Взрывать рельсы или разбирать их было затруднительно по разным причинам. Требовалось более простое и надежное средство. Выход нашел один из нижних чинов — подпрапорщик по фамилии Червяк. Он придумал устройство, представляющее собой особым образом изогнутую рельсу. Устройство цеплялось к паровозу, паровоз тащил его по путям, и в результате рельсы деформировались, шпалы лопались, а кованые костыли, скреплявшие их, разлетались по придорожным кустам. Изобретение получило имя согласно фамилии изобретателя. И надо сказать, что это название устройству подходило.

Сталинская стратегия не предусматривала отступлений. Однако «червяки», оставшиеся со времен царизма, хранились на складах. И не зря. Потому что в 1941 году они были эффективно использованы отступающими советскими войсками. То, что Россия держится на железных дорогах, в полной мере ощутили и немцы, когда в период распутицы тракты просто растворились в грязи, а погода мешала действиям транспортной авиации. К сожалению ни в одном отечественном фильме «про войну» нет эпизодов, связанных с работой «Червяка». А зря: кадры были бы эффектные.

Русская техника понравилась немцам, и к концу 42-го, когда им самим пришлось отступать, они наладили выпуск аналогов — Schienenwolf, Schwellenpflug или Haken («Крюк»). Тут немцы наступили на те же грабли, что и при выпуске всей своей военной техники — слишком много было её разновидностей, что вызывало дефицит запчастей. Разновидностей такой казалось бы незамысловатой техники как «крюки», тоже было выпущено несколько модификаций. Видимо, здесь кроется какой-то порок тевтонского ума.

Фото https://back-in-ussr.com/

К концу войны все стороны сполна осознали значение данной техники. Оказалось, что простое устройство может существенно замедлить (а то и вовсе дезорганизовать) наступление противника. Особенно в условиях России. Поэтому за Schwellenpflug развернулась настоящая охота с помощью авиационных звеньев и танковых групп, целью которых была атака на «крюки». Немцы со своей стороны выделяли для защиты своих устройств целые зенитные подразделения.

Фото https://back-in-ussr.com/

Мы не знаем как с «червяками» и «крюками» обстоит дело сейчас — в век шпал из бетона. Но что-то подсказывает, что подобные устройства в железнодорожных войсках имеются. Только как они выглядят и как работают? Когда-нибудь мы об этом узнаем.

Яндекс.Метрика