Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Белгород
Брянск
Владимир
Воронеж
Иваново
Калуга
Кострома
Курск
Липецк
Москва
Московская область
Орел
Рязань
Смоленск
Тамбов
Тверь
Тула
Ярославль
Северо-Западный федеральный округ
Архангельск
Великий Новгород
Вологда
Калининград
Ленинградская область
Мурманск
Петрозаводск
Псков
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Южный федеральный округ
Астрахань
Волгоград
Краснодар
Крым/Севастополь
Майкоп
Ростов-на-Дону
Элиста
Северо-Кавказский федеральный округ
Владикавказ
Грозный
Дагестан
Магас
Нальчик
Ставрополь
Черкесск
Приволжский федеральный округ
Ижевск
Йошкар-Ола
Казань
Киров
Нижний Новгород
Оренбург
Пенза
Пермь
Самара
Саранск
Саратов
Ульяновск
Уфа
Чебоксары
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Абакан
Барнаул
Горно-Алтайск
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новосибирск
Омск
Томск
Дальневосточный федеральный округ
Биробиджан
Благовещенск
Владивосток
Магадан
Петропавловск-Камчатский
Улан-Удэ
Хабаровск
Чита
Южно-Сахалинск
Якутск
Фан и юмор

Научная степень – не показатель вменяемости? Жизненная история о критическом мышлении

Фото spanishlove.ru
На первом курсе мне попалась одна преподавательница, которая впоследствии стала моим научруком до самой защиты диплома. Она казалась идеальным вариантом, однако со временем всё больше становилось очевидным её полное отсутствие критического мышления...

Вчерашняя школьница, сегодняшняя студентка – я сидела разинув рот на нашей первой лекции, к концу которой подняла руку и безо всяких шуток спросила: «Скажите пожалуйста, а сколько книг вы прочитали в жизни?».

В той преподавательнице, доценте кафедры русской и зарубежной литературы, меня привлекал тот багаж знаний, который она так стремилась нам передать, поражало несчётное количество научных работ и монографий, опубликованных лично ею… Короче говоря, она казалась мне недостижимым идеалом, к которому я на тот момент стремилась и который не просто мотивировал учиться, но и вдохновлял на новые свершения в области литературоведения. Вопрос «а в чём подвох?» остался незамеченным и быстро скрылся в подкорках подсознания.

Однако розовые очки, как известно, бьются стёклами внутрь, и вскоре подвох явил себя миру.

gazeta-n1.ru

На одной из пар мы обсуждали творчество Мандельштама, но прежде чем перейти непосредственно к текстам поэта, преподавательница внезапно решила нас посвятить в основы парапсихологии, альтернативной психосоматики и НЛП. Она с искренним воодушевлением рассказывала о том, что «все болезни, даже рак, берутся из головы», об исцеляющем этот рак «позитивном мышлении» и о том, что «жить для себя – прямой путь в бездну», пока я невольно впадала в транс, пытаясь пропустить антинаучные бредни мимо своих ушей.

Но это показалось мне мелочью, когда я увидела прошлогоднюю дипломную работу её подопечной, присланную мне в качестве «идеального» примера научной работы. Как вы понимаете, научным стилем там и не пахло, не говоря уж о причастности этой писанины к литературе (напомню, что преподавательница специализируется именно на русской и зарубежной и именно литературе). В том дипломе были гендерные исследования, мифология, эзотерика и софистика, но никак не литературоведение. Почему моей научнице это показалось «идеальным», для меня остаётся загадкой до сих пор.

twitter.com

Теперь я – квалифицированный филолог. Я защитила диплом под руководством известной в нынешних литературных кругах учёной, которая внесла огромный вклад в отечественное литературоведение. Хороша ли она как преподавательница? Несомненно. Профессиональна ли она как исследовательница литературы? Вполне. Вменяема ли она?

Нет.

Одно из самых ценных знаний, приобретённых мной за всё время обучения на филологическом факультете – факт, что научная степень не равна вменяемости её носителя и наличии у него критического мышления. Умение скептически анализировать любую информацию, способность отделять проверенную информацию от непроверенной и, главное, подвергать сомнению даже собственную позицию, особенно если она бездоказательна и нелогична – важнейшие навыки, которыми, по-хорошему, должен бы обладать каждый, кто тем или иным образом связан с научной деятельностью и которых у моей теперь уже бывшей, слава разуму, научницы нет и не будет с её закостеневшим сознанием.

Думайте творчески, мыслите критически и спасибо, что дочитали статью до конца!

Яндекс.Метрика